|
МАЛЫЕ
ПЛАНЕТЫ (АСТЕРОИДЫ)
Создатель гелиоцентрической
системы великий польский ученый Николай Коперник, приняв
за единицу расстояние от Земли до Солнца (астрономическая
единица), впервые вычислил расстояния от Солнца до Меркурия,
Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. На Кеплера, ревностного
последователя Коперника, сильное впечатление произвел
тот факт, что Юпитер находится очень далеко от Марса.
Между этими планетами как будто существовала какая-то
"пустота", и он высказал интуитивное предположение,
что в этой "пустоте" должна находиться какая-то неизвестная
невидимая планета.
Предположение Кеплера получило подтверждение
после того, как в 1772 г. немецкий астроном, математик
и физик Иоганн Даниэль Тициус предложил эмпирическое
правило о расстояниях планет от Солнца. Четырьмя годами
позже Иоганн Воде опубликовал это правило, и оно стало
известным как правило Тициуса - Боде. Заключается оно
в следующей закономерности: если к каждому члену ряда
0, 3, 6, 12, 24, 48, 96,... прибавить число 4 и вновь
полученное число разделить на 10, то члены нового ряда
0,4; 0,7; 1,0; 1,6; 2,8; 5,2; 10,0,... приблизительно
выражают (в астрономических единицах) расстояния от
Солнца до Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатурна...
В этом ряду число 2,8 будто бы выражает расстояние от
Солнца до невидимой планеты, находящейся между Марсом
и Юпитером.
Сомнения в верности этого правила,
как и в том, что между Марсом и Юпитером имеется невидимая
планета, полностью отпали в 1781 г., когда Вильям Гершель
открыл планету Уран, находящуюся от Солнца на расстоянии
19,2 астрономической единицы. По правилу Тициуса - Боде,
расстояние от Урана до Солнца исчисляется в виде 19,6
астрономической единицы.167
Этот факт послужил толчком для поисков невидимой планеты.
Уже с конца XVIII в. астрономы ревностно начали "обшаривать"
своими телескопами зодиакальные созвездия и искать невидимую
планету. Она была открыта итальянским астрономом Джузеппе
Пиацци 1 января 1801 г. как слабая "звезда" величиной
7m,6 в созвездии Тельца.
В течение шести недель Пиацци регулярно
наблюдал "звезду", которая не была занесена в звездные
каталоги. Пиацци заметил, что она медленно перемещается
с запада на восток по отношению к "соседствующим" звездам,
но вследствие болезни Пиацци был вынужден прервать наблюдения.
Когда же он выздоровел и попытался найти эту "звезду",
то не нашел ее. Как ни разглядывал он внимательно в
телескоп ту область, в которой последний раз наблюдал
ее, он нигде не мог ее найти, как будто она исчезла
бесследно. Куда же она делась?
Ответ на этот вопрос дал молодой тогда
математик Карл Гаусс, который разработал метод подсчета
орбиты вращения небесного тела вокруг Солнца (самое
малое по трем точным наблюдениям этого небесного тела,
сделанным в три различных момента). По наблюдениям Пиацци
Гаусс вычислил орбиту открытой им "звезды". Оказалось,
что это не комета, как ранее предполагал Пиацци, а малое
небесное тело с орбитой, проходящей между Марсом и Юпитером,
удаленное от Солнца на среднее расстояние 2,8 астрономической
единицы. По вычисленной орбите Гаусс составил эфемериду168
открытого Пиацци небесного тела. На ее основании точно
через год, 1 января 1802 г., "звезда Пиацци" была снова
обнаружена немецким врачом и астрономом-любителем Генрихом
Ольберсом именно в том месте, которое предварительно
было вычислено Гауссом. Уже не было никаких сомнений
в том, что "звезда Пиацци" является малой планетой,
названной Церерой.
Ольберс начал регулярные наблюдения
за Церерой. Прошло немного времени, и 28 марта 1802
г. "неподалеку" от Цереры он открыл другую, подобную
ей малую планету, которая была названа Палладой. Ее
орбита вращения вокруг Солнца также оказалась между
орбитами Марса и Юпитера. Самым интересным было то,
что ее орбита приблизительно совпадала с орбитой Цереры.
Это навело Ольберса на мысль о том, что обе открытые
малые планеты - Церера и Паллада - в действительности
являются обломками какой-то большой планеты, которая
вращалась вокруг Солнца по орбите, лежащей между орбитами
Марса и Юпитера. По неизвестным причинам планета раскололась.
Развивая далее эту мысль, Ольберс высказал предположение,
что между орбитами Марса и Юпитера должно находиться
большое количество обломков расколовшейся планеты. Это
его предположение дало новый стимул для поисков малых
планет между Марсом и Юпитером. Результаты не замедлили
сказаться. В 1804 г. К. Гардинг открывает малую планету
Юнону, а через три года Ольберс - Весту.
В поиск малых планет включается все
большее число астрономов и обсерваторий. Огромную роль
сыграло увеличение мощности телескопов. Все это способствовало
тому, что к концу XIX в. были открыты 452 малые планеты.
Когда астрономы стали применять фотографирование и специальные
методы обнаружения малых планет, число открытий резко
возросло. На сегодняшний день они все имеют свои номера
и включены в специальный каталог, насчитывающий свыше
1800 единиц.169
Астероиды обычно невидимы невооруженным
глазом170,
а в зрительном поле современного телескопа видны как
слабые "звездочки". Само название малых планет - астероиды
(звездоподобные)- показывает, что их размеры очень малы
по сравнению с размерами больших планет. Самая большая
из малых планет Церера имеет, например, диаметр 770
км. За ней следуют Паллада (490 км), Веста (390 км),
Альберт (230 км), Мельпомена (230 км), Эвмония (230
км), Юнона (190 км) и т. д.171
Открытые в последние десятилетия астероиды имеют диаметры
меньше 1-2 километров.
Видимый блеск большого числа астероидов
изменяется с течением времени, они словно начинают "мигать".
Это явление объясняется их неправильной и продолговатой
формой и собственным вращением вокруг оси.
Самые большие астероиды являются и
самыми яркими. Их звездные величины колеблются между
6m и 8m,
тогда как открытые в последние годы астероиды очень
слабые (от 13m до 15m).
В будущем, без сомнения, будут открыты еще более мелкие
астероиды. Сколько же астероидов существует в Солнечной
системе? На этот вопрос еще нет окончательного ответа.
Результаты исследований разных ученых сильно различаются,
но все-таки можно принять, что количество астероидов
находится в границах от 10 000 до 100 000. Очевидно,
однако, что около двух тысяч открытых астероидов представляют
малую часть всех астероидов нашей Солнечной системы.
Наблюдение и фотографирование какого-либо
астероида с помощью современного телескопа не представляется
затруднительным. Трудности наступают после того, когда
нужно доказать, что зафиксированный астероид является
действительно новым, а не одним из уже открытых. Это
заставляет регулярно, ночь за ночью фотографировать
астероид и по снимкам определять его координаты в моменты
наблюдения. По координатам затем вычисляется орбита
вращения астероида вокруг Солнца и составляется его
эфемерида. Дальнейшие наблюдения за астероидом проводятся
на основании составленных эфемерид, затем анализируются
различия между предварительно вычисленными и заснятыми
положениями астероида, уточняется его орбита. Эти наблюдения
продолжаются длительное время, но только на их основании
доказывается, что данный астероид является действительно
новым. Только после этого астероиду присваиваются номер
и имя, и он вносится в каталог малых планет.172
В соответствии с принятой в астрономии
традицией малые планеты называются женскими именами,
которые берутся из греческой и римской мифологии. Но
еще в 1890 г. все подходящие имена были исчерпаны. Поэтому
вновь открытым астероидам стали присваивать имена видных
астрономов, замечательных ученых и великих исторических
личностей, названия городов и государств, географических
областей и т. д. Вместе с названием каждый астероид
получает и индивидуальный номер, который присваивается
ему по порядку открытия и ставится в скобках (после
названия астероида).
При непрерывно растущем числе астероидов
сохранение строгой традиции в их наименовании становится
затруднительным. Некоторым астероидам, значительно отличающимся
от других (например, своими орбитами), давались мужские
имена. Так, например, астероиды, образующие группу Юпитера,
названы именами героев Троянской войны. Эти 14 астероидов
известны под общим названием "троянцев" - Ахилл (588),
Патрокл (617), Гектор (624), Нестор (659), Приам (884),
Агамемнон (911), Одиссей (1143), Эней (1172), Анхиз
(1173), Троил (1208), Аякс (1404), Диомед (1437), Антилох
(1583) и Менелай (1647).
"Троянцы" образуют две группы. Первая
расположена перед Юпитером, а другая - после него, при
этом каждая группа находится в вершине равностороннего
треугольника, образованного этой группой, Солнцем и
Юпитером. Другими словами, каждая из групп "троянцев"
одинаково удалена от Солнца и Юпитера.
Астероиды-"троянцы", находящиеся в
группе перед Юпитером, названы именами героев-ахейцев,
а те астероиды, которые находятся позади планеты, называются
именами героев-троянцев.173
Невозможно рассказать все мифы и легенды,
связанные с взятыми из мифологии именами для нескольких
сотен астероидов, поэтому мы приведем только некоторые
из них.
Астероиду Церера (1) присвоено имя
богини Цереры. Так римляне называли древнегреческую
богиню плодородия Деметру, покровительницу земледелия
и мать Персефоны, или, как ее называли римляне, Прозерпины
(см. о созвездии Девы).174
Астероид Паллада (2) назван в честь
богини Афины Паллады.175
* * *
Зевс женился на богине
мудрости Метиде.176
Но богини судьбы - мойры - предсказали, что от Метиды
у Зевса появятся дочь и сын, которые отберут у него
власть над миром. Чтобы избежать этого, Зевс нежными
ласками усыпил Метиду и проглотил ее до того, как она
родила ему дочь - богиню Афину Палладу.177
Прошло немного времени, и Зевс почувствовал в голове
невыносимую боль. Чтобы избавиться от нее, он позвал
своего сына Гефеста и приказал, чтобы тот разрезал ему
голову. Взмахнул острым мечом Гефест и рассек голову
своего отца, не причинив, разумеется, ему никакой боли.
Из головы Зевса вышла богиня Афина Паллада. На голове
у нее был золотой шлем, а в руках она держала острое
копье и блестящий щит.
Для древних греков богиня Афина Паллада
была одним из главных божеств. К ней люди относились
с особенным уважением. По их верованиям, она была богиней
мудрости, которая научила людей ремеслам и наукам. Благодаря
ей греки стали бесстрашными мореплавателями и овладели
изящными искусствами. Она научила женщин ткать полотно
и умело и ловко выполнять всю домашнюю работу. Но не
только это дала богиня Афина Паллада грекам. Она победила
даже властелина морей Посейдона в споре за то, кто будет
владеть Аттикой. Согласно решению Зевса, власть над
Аттикой должна была принадлежать тому из богов, кто
поднесет наилучший подарок жителям этой страны. Посейдон
ударил своим трезубцем в скалу, и оттуда забил ключ
чистой, как слеза, воды - символ того, что жители Аттики
станут бесстрашными мореплавателями и будут владеть
всеми морями. А Афина Паллада разрыла копьем землю,
и на разрытом месте выросло зеленое маслиновое дерево,
усыпанное плодами. Это дерево должно было принести грекам
богатство и давать пищу. Подарок Афины Паллады оказался
более ценным, и она стала обладательницей Аттики. Поэтому
один из городов Аттики и носит ее имя - Афины.
Афина Паллада была покровительницей
городов и греческих героев, которых она напутствовала
мудрыми советами и которым всегда приходила на помощь
тогда, когда смертельная опасность угрожала их жизни.
Астероиду Юнона (3) присвоено
имя богини Юноны. Так римляне называли богиню Геру -
супругу Зевса, покровительницу брака и семьи.
Астероиду Веста (4) присвоено имя
древнеримской богини Весты - (у древних греков Гестии)
- богини домашнего очага и жертвенного огня. Греки также
почитали ее как покровительницу городов и государства.
Свидетельством ее силы является то, что богиня Афродита,
возбуждавшая любовь в сердцах и смертных, и богов, не
могла подчинить своей власти только Гестию, Афину Палладу
и Артемиду.
Астероиду Геба (6) присвоено имя
вечно юной и беззаботной Гебы - дочери Зевса и Геры.
По верованиям древних греков, Геба олицетворяла веселую
привольную молодость. Когда ненависть Геры к Геркулесу
угасла, она отдала ему в жены свою дочь Гебу.
Астероидам Мельпомена (18), Каллиопа
(22), Талия (23), Евтерпа (27), Урания (30), Полигимния
(33), Эрато (62), Терпсихора (81) и Клио (84) даны имена
муз, которые всегда сопровождали бога Аполлона.
* * *
Весной и летом, когда
зеленые леса покрывают Геликон, около священного источника
Иппокрены и на горе Парнас, откуда стекают прозрачные
воды Кастальского ключа, бог Аполлон сопровождал игрой
на лире волшебные танцы девяти муз - покровительниц
и вдохновительниц поэзии, искусства и наук, прелестных
и беззаботных дочерей Зевса и Мнемозины.178
Они были спутницами Аполлона, часто аккомпанировавшего
им, когда музы пели свои дивные песни. Когда они пели
и танцевали, а Аполлон играл на своей лире, даже боги
на Олимпе умолкали и с упоением внимали им.
Медленно и величественно выступает
бог Аполлон, увенчанный лавровым венком, с золотой лирой
на плече, а за ним, сияя своей молодостью и божественной
прелестью,- танцующие и поющие девять муз: Каллиопа
- муза эпической поэзии, Эрато - муза любовных песен,
Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора
- муза танцев, Евтерпа - муза лирической поэзии, Урания
- муза астрономии, Клио - муза истории и Полигимния
- муза священных гимнов.
Астероидам Фемида (24) и Дике (99)
присвоены имена богини правосудия и богини справедливости
(см. о созвездии Весов).
Астероид Прозерпина (26) получил свое
имя в честь дочери Зевса и Деметры Персефоны, которую
римляне называли Прозерпиной (см. о созвездии Девы).
Астероиду Амфитрита (29) дано имя
супруги бога Посейдона Амфитриты (см. о созвездии Дельфина).
Астероидам Евфросина (31) и Аглая
(96) присвоены имена харит, или граций, Евфросины и
Аглаи.179
Согласно верованиям древних греков и римлян, они были
богинями идеальной женской красоты и прелести, олицетворением
гармонии и радости в мире.
Астероид Дафна (41) получил имя нимфы
Дафны, дочери речного бога Пенея.
* * *
Вот что рассказывает
миф о трагедии Дафны.
Высокая и стройная, прельщающая всех
своей красотой, беззаботно разгуливала Дафна по зеленым
полянам Тембийской долины, где протекала река Пеней.
Она собирала цветы, плела из них венки, которыми любила
украшать свою голову, гонялась за бабочками. Ее беззаботный
смех оглашал лесистые холмы.
Однажды Дафна решила подняться на
высокую гору Осса, синевшую вдали. Птицей полетела туда
Дафна и начала подниматься по лесистому склону горы.
Наконец, устав, она села отдохнуть на маленькой лесной
поляне, поросшей чудесными красивыми цветами. И неожиданно
до ее слуха донеслись волшебные звуки - кто-то играл
на лире. Заслушалась Дафна. Но вскоре звуки замерли.
Она встала и стала смотреть туда, откуда еще недавно
лилась музыка. Она увидела, что навстречу ей спускался
с горного склона прекрасный стройный юноша с сияющим
лицом и с лирой на плече. Это был сам бог Аполлон. Дафна
испугалась, бросилась бежать с горы поближе к родной
Тембийской долине, к своему отцу речному богу Пенею
под защиту. Юноша бежал за ней, умоляя ее остановиться,
назвал свое имя, но Дафна бежала еще быстрее. Она уже
достигла реки, когда Аполлон почти настиг ее. Тогда
Дафна, расплакавшись, взмолилась своему отцу Пенею,
чтобы он спас ее от преследующего юноши. И в тот же
миг набежала густая мгла, скрывшая Дафну от глаз Аполлона.
Через некоторое время туман рассеялся, и на месте, где
перед этим находилась Дафна, выросло удивительное дерево
с зелеными листьями, которые ветер тихо шевелил, и они
легонько шумели, словно вели разговор между собой. Понял
Аполлон, что в это дерево бог Пеней превратил свою дочь
Дафну, и назвал это дерево ее именем - Дафна - дерево
лавра. Оно стало с тех пор любимым деревом Аполлона,
из его ветвей он сделал венец, который никогда не снимал
со своей головы. Ветвями лавра стали награждать победителей
спортивных игр и состязаний. Для них лавровый венок
был единственной и самой высокой наградой.
Название астероида Пандора
(55) напоминает о несчастьях и бедах, которые Зевс обрушил
на людей.
* * *
После того как Прометей
дал людям огонь и научил их обрабатывать землю и плавить
металлы, строить жилища и разводить скот и домашнюю
птицу, люди стали жить счастливо. Расцвели села и города,
на зеленых лугах паслись стада коров и овец, а поля
были золотыми от созревших колосьев. Радость и счастье
царили на всей Земле. Увидел это Зевс и понял, что Прометей
нарушил его заповедь, сделав людей счастливыми, и гнев
наполнил его душу. Он решил жестоко наказать Прометея,
а людей снова сделать несчастными и обездоленными, чтобы
сохранить свою власть над ними. "Если люди овладеют
знаниями и мудростью,- думал Зевс,- они уже не будут
почитать ни меня, ни других богов Олимпа".
Позвал он своего сына Гефеста, дал
ему глину и приказал сделать из нее девушку, которая
была бы красивее всех девушек на Земле. Взял Гефест
глину и отнес ее в свою кузницу, находившуюся на вершине
горы, постоянно извергавшей клубы дыма и буйное пламя.
Ровно через день Гефест принес на Олимп сделанную им
из глины статую девушки и передал ее Зевсу. Она воистину
была божественно красивой, но безжизненной.
Собрал Зевс всех богов-олимпийцев
и, поставив перед ними девушку, приказал каждому из
них наградить ее каким-нибудь даром. Сам Зевс прежде
всего подарил девушке жизнь. Афина Паллада наградила
ее умом, научила ткать волшебное полотно и делать всю
домашнюю работу. Аполлон наделил ее дивным голосом и
научил петь прекрасные песни, а Афродита дала ей синие
глаза, золотистые волосы и божественную красоту. И,
наконец, Гермес наделил ее даром речи, чтобы она говорила
так красиво и убедительно, что никто и никогда не смог
бы ей ни в чем отказать.
Девушка получила от богов все эти
дары, и поэтому Зевс дал ей имя Пандора, что обозначало
"всем одаренная". После этого он позвал Гермеса, вручил
ему Пандору и приказал отвести ее к брату Прометея Эпиметею
и отдать ему в жены.
Счастливо жили Пандора и Эпиметей,
но недолго длилось их счастье. Однажды вечером Гермес
принес им в дар от Зевса большой красивый ящик, перевязанный
золотой веревкой. Гермес приказал им, чтобы они не заглядывали
в ящик, и удалился.
Как только Гермес ушел, любопытство
стало одолевать Пандору: а что находится в этом ящике?
Долго она дивилась и гадала и, наконец, решила открыть
и посмотреть, что же там лежит. Схватила она золотую
перевязь, развязала узел и подняла крышку. Из ящика,
как облако, вылетели и разлетелись по всему свету разные
бедствия, которые были там заключены: страдания, муки,
заботы, болезни, злоба, ложь, воровство, кражи, несчастья,
которые тут же напали на людей и навсегда лишили их
счастья. Не миновали они и Пандору с Эпиметеем. Отчаявшиеся,
измученные болью и страданиями, они глядели на ящик
и вдруг услышали идущий из глубины голос: "Пустите меня,
я облегчу ваши муки и страдания!"
Задумалась Пандора, стоит ли снова
открывать ящик, чтобы освободить существо, которое так
настойчиво умоляло ее о свободе. Наконец, она сказала
себе: "Едва ли нас может постичь большее несчастье,
чем то, которое уже обрушилось". Подняла она крышку,
и - о, чудо! - в тот же миг из ящика появилась милая
девушка с сияющим лицом, светлыми живыми глазами и радостной
улыбкой. Как бабочка, она запорхала по комнате и своими
крыльями слегка коснулась Пандоры, и Эпиметея. Чудом
исчезли мучившие Пандору и Эпиметея страдания, и они
даже улыбнулись друг другу. Спросили они у девушки ее
имя, и она сказала: "Меня зовут Надежда".
Пандора и Эпиметей умоляли девушку
остаться навсегда с ними и облегчать их страдания, но
она ответила: "Я всегда буду приходить к вам, когда
вы почувствуете во мне необходимость. А сейчас я должна
спешить утешить многих других людей на Земле и принести
радость тем, чьи боль и страдания не меньше ваших".
Астероид Икар (1566),
имеющий диаметр только 1,5 километра, является, может
быть, самым интересным из известных на сегодняшний день
астероидов. Его орбита вокруг Солнца представляет очень
продолговатый эллипс. Когда Икар находится в перигелии,
он удален от Солнца только на 28 миллионов километров
(в два раза ближе к нему, чем планета Меркурий). В афелии
он находится от Солнца на расстоянии 390 миллионов километров
(далеко за орбитой планеты Марс).
Пока не известен никакой другой астероид,
который бы так близко приближался к Солнцу, как Икар.
Поэтому ему и присвоили имя легендарного юноши Икара
- сына Дедала, о котором миф рассказывает следующее.
***
Далеко за пределы Афин
разнеслась слава о Дедале. Он был не только непревзойденным
живописцем и скульптором, но строил также великолепные
дворцы. Его беломраморные статуи были как будто живые,
только не могли ходить и разговаривать.
Одним из учеников Дедала был его племянник
Тал, который уже с юных лет поражал своим талантом и
изобретательностью. Испугался Дедал, что племянник может
превзойти его в мастерстве и затмить его славу, и решил
его убить. Однажды вечером он пригласил Тала прогуляться.
Пришли они в Афинский акрополь и остановились на скале
у самого края пропасти. Когда на западе исчезли последние
лучи Гелиоса и богиня Никта набросила свое темное покрывало
на Землю, Дедал толкнул племянника, и тот полетел в
пропасть. Так погиб Тал.
Дедал спустился со скалы в пропасть
и там нашел тело разбившегося племянника. Начал он копать
ему могилу, чтобы скрыть следы преступления, но в этот
момент его увидели афиняне. Преступление Дедала было
очевидным, и ареопаг осудил его на смерть. Чтобы избежать
гибели, Дедал сбежал вместе со своим сыном Икаром на
остров Крит к царю Миносу. Обрадовался Минос, что к
нему прибыл такой известный строитель и художник, и
принял отца и сына как дорогих гостей.
Дедал в знак признательности за прием
выстроил для Миноса дворец-лабиринт с таким большим
количеством запутанных коридоров, что тот, кто попадал
туда, уже не мог выбраться из лабиринта.
Пролетели годы. Тоска по родине все
больше угнетала Дедала, и он попросил Миноса, чтобы
тот позволил ему вернуться в Афины. Минос ни в коем
случае не хотел лишаться такого искусного мастера и
отказал Дедалу. Он даже приказал страже следить за отцом
и сыном, чтобы они не сделали попытки убежать с острова,
воспользовавшись каким-нибудь случайным кораблем.
Мучения Дедала росли день ото дня.
Днем и ночью он думал о том, каким же способом можно
покинуть остров Крит и освободиться от власти царя Миноса.
Наконец, он придумал: "Если я не могу освободиться из
неволи с помощью корабля, то мне остается только небо!
Ведь эта дорога остается открытой!"
Собрал Дедал перья разных птиц, связал
их льняными нитями и скрепил воском. Сделал он так четыре
крыла. Позвал своего сына Икара, прикрепил ему два крыла
и показал, как ими нужно махать при полете. Надел Дедал
и свои крылья. А перед отлетом он предупредил Икара,
чтобы тот не поднимался очень высоко и не приближался
к Солнцу, потому что от его тепла мог растаять воск,
скреплявший перья, а без крыльев он погибнет.
Взмахнули крыльями Дедал и Икар, поднялись
над Землей и полетели к родным Афинам.
Забыл Икар советы своего отца. Увлекшись
полетом и опьяневший от свободы, он все сильнее размахивал
крыльями и все выше поднимался вверх. Палящие лучи Солнца
коснулись его, вот уже начал таять воск, крылья распались,
и Икар стремительно полетел к Земле, упал в море и утонул,
поэтому с тех пор и стали называть это море Икарийским
(теперь Критское море - южная часть Эгейского моря).
Наверх
|
|